Пайсано ([info]hroniki_paisano) wrote in [info]ru_nes,

To PhD or not to PhD

 Каким-то образом в мою френдленту не попал душераздирающий пост в ру-нес о том, как люди на пхд-программах губят молодость, садятся на прозак и топятся в университетской речке. Впрочем, оно, конечно, и к лучшему, поскольку в то время я гулял по буфету на острове КиВест, а писать из-под пальмы полемические комменты в жежешечку как-то даже странно. Но, вернувшись в свой дом и заползя в любимое кресло на втором этаже, я все же почувствовал в себе желание написать полемический коммент, который постепенно разрастался вместе с моим нежеланием работать и разросся до размеров отдельного поста.
Чтобы пост не принял эпических размеров, я решил написать несколько вещей, за которыми на пхд ехать не следует, и несколько вещей, за которыми на пхд ехать следует. Как краевед и абориген, я могу сказать следующее: если вы будете искать на пхд вещи из первого списка, вы их почти наверняка там не найдете, потому что их там нет. И тогда вы будете пить прозак, топиться в речке и оплакивать загубленную молодость. А если вы будете искать только то, что на пхд есть, вы, скорее всего, это найдете, и через несколько лет мы с вами встретимся на конференции и пойдем пить вкусное пиво.
Не стоит ехать на пхд для того, чтобы стать гарвардским профессором и нобелевским лауреатом. Вероятность успеха на каждом определяющем этапе научной карьеры примерно равна 50%. Примерно половина поступивших на пхд получают это самое пхд и академическую работу. Примерно половина нашедших работу получает в том же месте теньюр. Причем успешный исход обычно подразумевает прыжок вниз в 30-50 мест по рейтингу университетов. Тот, кто поступил на пхд в универ из второй десятки, первую работу получит в университете в конце первой полсотни, а теньюр в университете в конце первой сотни. Гарвардским профессором вы не станете. А пожизненным профессором в каком-нибудь Кентукки все-таки станете обязательно.
Не стоит ехать на пхд с лозунгом «пхд или смерть». Абсолютное большинство тех, кто пьет прозак и бьется над статьями ночи напролет, загоняют себя в эту ситуацию неприятием возможного неуспеха. Тем не менее, в наш гуманный век незащитившихся пхд-студентов не сбрасывают со скалы, а неполучивших теньюр не расстреливают на рассвете. Большинство потерпевших неуспех на академическом поприще всплывают в индастри, правительственных организациях или просто университетах поплоше. И имеют вполне приличный доход и приятную жизнь. И далеко не факт, что к этой приличной жизни есть более короткий и простой путь, если вообще есть какой-нибудь.
Не стоит ехать на пхд с намерением заработать большие деньги тяжким трудом. Академия придумана для того, чтобы люди занимались любимым делом, не отвлекаясь на материальную сторону жизни. Для этого им дают весьма приличный паек, размер которого, во избежание соблазна, мало зависит от их усилий, и предоставляют их самим себе. Если ваша жадность не способна удовлетвориться пайком политолога или экономиста – идите сразу в бизнес-школу. Если ваша жадность имеет свойство расти с ростом дохода – начинайте думать о том, куда и как будете сворачивать с научной дорожки. И не пытайтесь обмануть судьбу путем стахановских подвигов. Академические успехи похожи на успехи в спорте или искусстве: вы не станете вторым Харламовым или вторым Пушкиным за счет упорства и декалитров пролитого пота. И даже теньюр в универе несколько выше ваших способностей вы скорее всего так не высидите.
На пхд стоит ехать для того, чтобы сменить страну проживания, а порой и не одну. Путь пхд-студента или профессора к иностранному гражданству обычно наиболее прозрачен и прост (хотя и не всегда наиболее быстр). На профессоров не распространяются ограничения на количество рабочих виз и нежелание брать на работу иностранцев. Университеты охотно спонсируют вид на жительство, и даже в неакадемических областях люди с пхд часто получают его быстрее. Кроме того, и в будущем профессору проще переехать в другую страну, чем кому-либо еще: сеть знакомств профессора почти не рвется из-за переезда, а его опыт практически стопроцентно конвертируется в другой стране.
На пхд стоит ехать за свободой. В научной среде нет начальства, дедлайнов или какого-либо другого вида принуждения. Кроме двух-трех десятков дней в году, когда профессору нужно явиться на свои лекции, а пхд-студенту провести семинар, проверить работы и встретиться с научруком, пхд-студенты и профессора предоставлены самим себе. Вы сами решаете, работать вам сегодня или нет, идти в университет или нет, кататься по конференциям по всему миру или сидеть дома, писать рецензию в журнал или возиться со своей статьей.
И, конечно, на пхд стоит ехать за наукой. Наука – это, на самом деле, единственное место, где вам задают интересные вопросы и дают время над ними подумать. А в остальных местах вопросы задают неинтересные и каждые полчаса спрашивают, готов ответ или нет. Безусловно, если вам нравится много общаться с людьми, торопясь, выдавать им необдуманные и порой бессмысленные ответы и иметь с этого профит, можно жить и так. Но многим, кто попробовал жить в науке, так жить уже не понравится никогда.
А еще те профессора, которым когда-то очень нравилось быть студентами, получают возможность снова побыть студентами, решая со студентами задачки из своей студенческой поры и придумывая новые. Некоторое время студенты ненавидят и профессора, и его задачки, но потом привыкают приходить в его кабинет, сидеть на полу и беседовать про умное. А некоторые даже возвращаются спустя несколько лет и рассказывают профессору о том, что им этого теперь очень не хватает. И тогда профессор и бывший студент вместе смахивают ностальгическую слезу по студенческим временам и не в ноту поют хором Гаудеамус.

  • Post a new comment

    Error

  • 68 comments

[info]terrible_volk

November 22 2011, 06:14:16 UTC 5 months ago

А пожизненным профессором в каком-нибудь Кентукки все-таки станете обязательно.

с такими утверждениями у меня одна проблема
вот если я не стану пожизненным профессором в каком-нибудь кентукки --- ты ведь не будешь чувствовать, что Напиздел
а если стану -- ты будешь гордиться, что был Прав

считаю аморальным такие утверждения, в общем

В научной среде нет начальства, дедлайнов или какого-либо другого вида принуждения.
теньюр?..

[info]terrible_volk

November 22 2011, 06:27:37 UTC 5 months ago

в некотором смысле я согласен, теньюр это не принуждение, не хочешь статьи публиковать --- не публикуй, ггг

[info]gevor

5 months ago

[info]cunctator_

November 22 2011, 07:52:08 UTC 5 months ago

вы зачем торопитесь и выдаёте необдуманные ответы?

[info]hroniki_paisano

November 22 2011, 14:45:22 UTC 5 months ago

ну речь о средних идет в принципе. правило про спуск по рейтингу в течение карьеры иногда не работает, а иногда работает чересчур. я не могу его сформулировать так, чтобы оно было верно в 100% индивидуальных случаев. в среднем - оно вот так.

[info]terrible_volk

November 22 2011, 06:29:06 UTC 5 months ago

я тебе картинку нашел

[info]log_in

November 22 2011, 09:02:16 UTC 5 months ago

генерал решает, ну да на то он и сверхчеловек

I recommend that this article be published without further revisions.

[info]log_in

November 22 2011, 09:15:28 UTC 5 months ago

I dub thee unforgiven

между прочим
буквально на днях собственноручно выпиздил чувака с программы за неспособность заниматься наукой
он, небось, расстроился, а зря
ему подарили несколько лет жизни, которые он не потеряет бездарно на то, от чего ему не будет никакой пользы, если только, прости господи, ему не придёт в голову поступить куда-нибудь ещё
мораль: никогда не поздно одуматься, бросить пхд к чертям и раствориться в офисном планктоне стать миллионером
выходить в окно при этом необязательно

[info]cunctator_

5 months ago

[info]log_in

5 months ago

[info]cunctator_

5 months ago

[info]log_in

5 months ago

[info]mik_anna

November 22 2011, 13:33:09 UTC 5 months ago

почти со всем согласна, кроме стахановских подвигов...
зная многих очень успешных экономистов скажу, что они пашут круглосуточно и без выходных. успешный экономист и отличается от неуспешного именно что не талантом, а тем что долбит стенку впереди себя даже если стенка стоит безо всякого намека на то чтоб подвинуться. и иногда годы спустя случается чудо, и стенка отступает, или не случается:( но не будем о грустном...
а еще успешным больше шансов стать у того, кто в нужный момент умеет засунуть свое эго в карман, и закрыть его на пуговичку. особенно это помогает когда получаешь рефери репорты. получив их уже достаточно много, и еще больше видев будучи самой рефери (редакторы часто шлют рефери свое решение с репортами других), могу сказать что хорошими они не бывают. вообще почти НИКОГДА. и молодец тот кто способен, получив их, и закрыв карман, исправить быстро статью и послать ее дальше. Именно на этом шаге очень многие ломаются:(

[info]log_in

November 22 2011, 13:42:41 UTC 5 months ago

круглосуточно пашут те, у которых функция полезности не зависит ни от чего больше, кроме успешности, причём разные люди её понимают по-разному. тезис был, насколько я понимаю, что можно жить припеваючи. это в академии и правда куда легче, чем в любом другом месте

[info]mik_anna

5 months ago

[info]log_in

5 months ago

[info]mik_anna

5 months ago

[info]log_in

5 months ago

[info]sguriev

5 months ago

[info]sigma_z_1980

5 months ago

[info]hroniki_paisano

November 22 2011, 15:17:07 UTC 5 months ago

я не сомневаюсь, что бывают люди, маниакально преданные науке. я говорю только о том, что это образ жизни, а не разумный способ улучшить свое благосостояние. на каждой пхд-программе есть полдюжина условных китайцев, которые готовы пахать круглосуточно и без выходных. но на качество продукта это не влияет, только на количество.
скажу так: Джон Кэмпбелл пишет по десять статей сразу, и потому у него по несколько публикаций в топовых журналах каждый год. но если условный пхд-балбес начнет писать по десять статей сразу, то по количеству публикаций он Кэмпбелла, может, и догонит, а по качеству нет. а 20 публикаций в третьесортных журналах это хуже, чем 3 в первосортных, да к тому же еще и ненамного лучше, чем 10 в третьесортных.
а что до рецензентов и тех, кому они портят жизнь, то это опять же от завышенных ожиданий. как мне недавно сказал один старый профессор, "я опубликовал почти все, что я написал". причем дядя был отнюдь не из Чикаго, а из Джорджии Стейт, по-моему. конечно, он не всё опубликовал в топовых журналах. а пхд-студенты и молодые профессора хотят всё, и огорчаются, если не всё.

[info]gegorov

November 22 2011, 13:35:12 UTC 5 months ago

Однако:

Если есть намерение стать гарвардским профессором или Нобелевским лауреатом - таки надо ехать на пхд.

Если ваш лозунг - пхд или смерть - то тоже надо ехать на пхд.

Остается третий пункт, по которому у меня возражений нет. Ну, почти нет.

[info]hroniki_paisano

November 22 2011, 15:18:26 UTC 5 months ago

не, с такой мотивацией надо просто работать, а не бросаться исправлять мир под свои фантазии.

[info]al_smolin

November 22 2011, 15:29:10 UTC 5 months ago

Вот этот пост мне по душе.

[info]a_tsy

November 22 2011, 17:32:01 UTC 5 months ago

В Кентукки, насколько я понимаю, довольно сытно, но не очень интересно.

[info]hroniki_paisano

November 22 2011, 17:37:26 UTC 5 months ago

ну а что поделаешь? кому неинтересно в условном Кентукки, будет еще более неинтересно в условной индастри, да еще и не факт, что сытнее.
а географически условное Кентукки может располагаться и в условном NYC, и в условной Калифорнии.

[info]murfury

November 23 2011, 02:31:38 UTC 5 months ago

понравилось,
но тезис про "И, конечно, на пхд стоит ехать за наукой."
нужно раскрыть в отдельном посте. Потому что представления о науке тех кто идет на ПхД - и то как эта наука реально делается зачастую не совпадают. Например, надо привыкать думать о больших вопросах а не о том чтобы улушить сходимость с O(n^2) до O(n^2+e), о том что из 10 отличных идей заработает дай бог одна, но при этом из 9ти неудавшихся все-равно удасться узнать много интересного ... и т.д. Мой любимый источник на тему это Hamming You and your research
ЗЫ: я к вам тоже подаюсь, но не на ПхД )

[info]hroniki_paisano

November 23 2011, 05:37:04 UTC 5 months ago

надо бы, но это потом и уже не здесь.
есть, действительно, у pэшелюдей такое искривление сознания после сильных перегрузок во время pэшеучебы, что они крутизну статьи меряют крутизной матаппарата. даже большинство звезд жоп маркета, если они из PЭШ, бывают известны тем, что они решили задачу, которую до них никто не мог решить, а не поставили вопрос, до которого до них никто не догадался. но звезды ладно, они как Мона Лиза, могут сами выбирать, кому им нравиться, а для простых людей такой акцент кончается печально, хотя мог бы и не кончаться.
ЗЫ напиши в абстракте волатильность или VIX, может, мне пакет дадут. хыхы.

[info]sigma_z_1980

November 29 2011, 19:52:46 UTC 5 months ago

а что такого ужасного в вычислении сходимости? Очень даже наука, особенно в компьютер сайнсе.

+ улучшение это с O(n^2) до O(n log n), а не O(n^2+е)

[info]daniilm

November 23 2011, 02:33:18 UTC 5 months ago

кстати тоже не заметил пост в ленте

[info]yozhig

November 24 2011, 21:03:09 UTC 5 months ago

my +5c

Имхо, если и может быть "душераздирание" между этими двумя "постцами", то оно чуть более чем полностью субъективно, или, что то же самое, демонстрирует не плюсы/минусы двух систем, а различия в индивидуальных utility function, характерных для соответствующих оценок сделанного выбора насчет многоуважаемого пыхаде.

Вся проблема в том, что адресаты постов в релевантный период времени просто не в состоянии проанализировать собственные способности и ценности - даже имея эти две красиво расписанных логики ауткамов по различным ситуациям.

Отмечу, что в сообществе просто-таки нет следов аналогичных терзаний тех, кто не сделал выбор в пользу пыхаде, т.е. они либо не терзаются, либо терзаются где-то не здесь. Это, вкупе с доступностью данного сообщества таки наводит на мысль о достоевщине как устойчивом признаке именно тех, кому на самом деле лучше бы на пыхаде, в противовес самоопределенности тех, кому туда лучше бы не надо.

[info]terrible_volk

November 25 2011, 03:41:34 UTC 5 months ago

Re: my +5c

Полагаю, люди из индастри слишком заняты пересчитыванием гор своих денег.

[info]yozhig

5 months ago

[info]hroniki_paisano

November 25 2011, 05:06:15 UTC 5 months ago

я это не отрицаю, я в принципе так и пишу, что на пхд хорошо людям, согласным разменять шанс разбогатеть за счет труда и везения на фиксированный доход и интересную работу.
в принципе, о своей склонности ловить рыбку в мутной воде многие знают с довольно малых лет.

а достоевщина она не от пхд, на самом деле, а от эмиграции, потому что из оставшихся в индастри за границу уезжают % 5, а из пхд-людей там по определению все хотя бы пожили.
с одной стороны, в дискуссиях активно участвуют и даже начинают их еще не уехавшие, которым интересно, как оно там. как оно там в Москве в индастри им выяснять не надо, это common knowledge более-менее.
с другой стороны, уже уехавшие терзаются за счет того, что они получили дополнительный опыт, у них сместилась референтная группа, и они теперь уже не воспринимают как константу многие вещи. например, оставшиеся в Москве принимают как фундаментальный закон мироустройства то, что в Москве холодно и пасмурно, невозможно купить квартиру больше однушки и даже машину типа bmw x5. а многие пожившие на пхд в намного более богатых странах среди верхней границы среднего класса, раскатывают губу трамплином и перестают считать хуй за мясо, а 120К профессора из Кентукки за хорошие деньги.

[info]yozhig

5 months ago

[info]yozhig

5 months ago

[info]yozhig

5 months ago

[info]yozhig

5 months ago

[info]yozhig

5 months ago

[info]gevor

November 25 2011, 10:03:41 UTC 5 months ago

Re: my +5c

Вот кстати, надо бы написать такой же пост про индастри.

[info]yozhig

5 months ago

[info]sigma_z_1980

November 29 2011, 19:58:34 UTC 5 months ago

to PhD

вот я глянул на тот ужас, который писал чуть более полгода назад, и на то, что делаю сейчас: прогресс просто адский например. А когда работал в банке, за два года вообще ничего нового не происходило, кроме начальников. Вот для таких вещей и нужен пхд имхо.

[info]tractor13

December 7 2011, 21:22:53 UTC 5 months ago

Re: to PhD

+100500
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…